Стр. 284 - Книга памяти Солдаты Победы

Упрощенная HTML-версия

Честь и слава победителям!
— 284 —
Продвигаясь на запад, конно-механизированная группа, в которой находился наш полк,
вышла к предместьям Варшавы. Надо сказать, что огрызались немцы ожесточенно. Их
артиллерийские и минометные обстрелы ставили перед нами стену огня. Там меня тяжело
ранило в левое предплечье. Лежал я в траве в саду и истекал кровью. Спас поляк, собирав-
ший в телегу трупы убитых. Он и вывез меня.
Мои однополчане продолжали бой в Восточной Пруссии и дальше – до Победы. А я
оказался в госпитале.
После излечения вручили мне медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды.
Г. ЕРМАКОВ,
бывший пулеметчик 11-го кавполка,
ст. Воровсколесская.
О ЧЕМ ИГРАЕТ БАЯНИСТ
Хорошо помню, как выстраивался в спортивном зале «соленой» школы большой хор.
Мы, ученики младших, а потом уже и старших классов, с удовольствием бежали на репети-
цию. И с таким же удовольствием распевали под звонкий баян Степана Григорьевича Кизи-
лова песни про войну, революцию, про счастливое детство...
А как радовались, когда объявляли победителей районных смотров школьной само-
деятельности! Чаще других звучала Курсавская № 1.
Он родился с музыкой в душе. Казалось, она заливала всю округу: и бескрайние про-
сторы, дышащие терпким запахом трав, и маленький хуторок с добрым именем Попутный у
Соленого озера, где прошло детство Степана. Счастливое то было время. Потомучто, как бы
ни складывались обстоятельства, детство – всегда счастье. Не зря же, повзрослев, мы все
чаще обращаем свой взор в мир наивных мечтаний и грез.
Отца и матери Степа лишился рано. Память не сохранила этих скорбных мгновений,
но навсегда запомнились первые впечатления, связанные с музыкой. Извлекать волшебные
звуки научила сестра, и очарованный мальчуган повсюду появлялся с огромной балалайкой
в руках, наигрывая незамысловатые мелодии. Было ему тогда не больше четырех.
А в 1932 году произошло событие, всколыхнувшее дремавший хуторок: открыли шко-
лу. Туда потянулись и cтap и млад – поголовно безграмотные крестьяне стремились к новой
жизни. Отправился и Степан на свой первый урок. Школа располагалась в большой избе рас-
кулаченного хуторянина и занимала самую светлую комнату. Егор Тимофеевич, распределил
ребятню по классам, рассадив по рядам. Степан попал во второй, поскольку читать он к тому
времени научился довольно бегло. Но не это было главное, а то, что Егор Тимофеевич вскоре
начал организовывать оркестр. И первым музыкантом в нем был Степа со своей неразлучной
балалайкой. Страдания, краковяк, польку, вальс, коханочку и модный по тем временам тустеп
разучивали на слух, ни о каких нотах никто и понятия не имел. Зато как радовались хуторяне,
выплясывая на колхозных праздниках и сходках под «мандолину, гитару и бас!»
А в соседнем «хохляцком» хуторе пела, манила своими чарующими звуками скрипка.
Не устоял как-то раз Степан, взял в руки инструмент и осторожно повел смычком – скрипка
откликнулась, зазвучала. Позже в «Пионерской правде» появилась статья о том, как мальчик
из далекого хуторка, что на Ставрополье, самостоятельно всего за три дня научился играть
на скрипке.
Дошла очередь и до гармошки. С подачи того же Егора Тимофеевича председатель
колхоза купил ее для оркестра и торжественно вручил Степану. Так и стал он первым гармо-
нистом на деревне.
Было это время больших перемен. Страна строилась, крепла, богатели колхозы, а вме-
сте с ними и крестьянские дворы. Но все чаще доходили до хутора тревожные слухи. В них
верилось и не верилось: неужели в самом деле война?